ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет

УрГУПС

WorldSkills

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Анкета для абитуриентов Екатеринбург EXPO 2025

Общая информация


История

В настоящее кафедра «Экономика транспорта» осуществляет подготовку по всем формам обучения (очное, заочное, дополнительное профессиональное образование) и является выпускающей кафедрой по направлениям подготовки бакалавриата  38.03.01 «Экономика», магистратуры 38.04.01 «Экономика», аспирантуры 38.06.01 «Экономика».

Кафедра непрерывно наращивает свой научный потенциал. Научно-педагогический состав кафедры включает 7 докторов наук и 13 кандидатов наук, постоянно возрастает количество высококвалифицированных специалистов с опытом работы на железнодорожном транспорте и в других отраслях экономики.

Конкурентные преимущества кафедры:
– современная учебно-материальная база;
– высококвалифицированный преподавательский состав;
– новейшие образовательные технологии;
– инновационные методы обучения;
– сотрудничество с ведущими предприятиями и структурными подразделениями ОАО «РЖД»;
– перспективные и востребованные выпускники;
– возможность реализовать свои интеллектуальные потребности посредством участия в научно-исследовательской работе студентов, организованной на кафедре.

Кафедра «Экономика транспорта» является одним из старейших в университете структурных подразделений.

История кафедры началась с сентября 1965 года, когда распоряжением Главного управления учебными заведениями Министерства путей сообщения  СССР было положено начало организации кафедры. Большой вклад в создание и развитие кафедры внес ее первый заведующий к.т.н., доцент Мезенцев Михаил Андреевич. Он руководил кафедрой с 1965 г. по 1976 г.

С 1976 по 1980 г. кафедрой руководила к.э.н., доцент Алексеева Людмила Модестовна, с 1983 по 2002 г. - к.э.н., доцент  Антонова Валентина Дмириевна которые позволили кафедре «Экономика транспорта» стать одним из ведущих структурных подразделений вуза.

За время своего существования кафедра входила в состав различных факультетов. Изначально она была включена в состав электромеханического факультета, а после организации факультета управления процессами перевозок кафедра была переведена в его состав, где находилась до 1998 г. В 1998 году, в связи с началом подготовки инженеров-экономистов с отрывом от производства, был организован факультет экономики и управления,  в состав которого была переведена кафедра.

С 1968 по 1983 г. кафедра являлась профилирующей по подготовке инженеров–экономистов по заочной форме обучения. Первый выпуск таких специалистов составил 32 человека. В последующие годы он достигал 40-60 человек ежегодно. Всего за этот период подготовлено свыше 300 инженеров–экономистов. В начале 90-х годов возросла потребность в экономистах на железных дорогах региона. После необходимой подготовки была открыта специальность «Экономика и управление на предприятиях железнодорожного транспорта» по заочной форме обучения, но с существенным новшеством -  на базе уже имеющегося у обучающихся высшего технического образования.

С первых дней своего существования кафедра вела научные исследования в области экономики железнодорожного транспорта: применение системы планирования и экономического стимулирования на Свердловской железной дороге, анализ использования подвижного состава на полигоне железных дорог Урала, исследования эффективности передачи короткопробежных перевозок на автомобильный транспорт, разработка и реализация планов научной организации труда на Свердловской железной дороге, разработка комплексного плана научно-технического прогресса и ускоренного роста производительности труда (результаты этого исследования экспонировались на ВДНХ СССР, а руководитель был награжден  медалью ВДНХ), вопросы совершенствования хозрасчетных отношений предприятий железнодорожного транспорта, вопросы нормативного метода планирования оборотных средств, экономического стимулирования увеличения веса поездов, определения сферы отношений между предприятиями железнодорожного транспорта всех уровней управления.

В целях оказания практической помощи по повышению уровня экономических знаний руководящих работников Свердловской железной дороги при институте  1974 г. был организован Общественный университет технического прогресса и экономики железнодорожного транспорта, результаты деятельности которого была заслушана и одобрена на Экономическом Совете Министерства путей сообщения СССР.

С 2002 года по настоящее время кафедру возглавляет доктор экономических наук, профессор Светлана Витальевна Рачек.

Кафедра продолжает динамично развиваться. Опираясь на богатейшие традиции и опыт деятельности, её коллектив с уверенностью смотрит в будущее, развивая и обогащая свой профессиональный  потенциал.

В содержание инновационной образовательной среды кафедры «Экономика транспорта» включено обучение навыкам самостоятельной работы, исследовательской активности, мотивации на саморазвитие, самоактуализацию и самосовершенствование. Кафедра активно участвует в совершенствовании образовательного процесса для поддержания инновационного пути  применяя новейшие педагогические технологии и методы в преподавании экономических дисциплин. Избранная позиция проявляется  и в методических разработках  и в постоянных научно-методических дискуссиях в среде преподавателей и ученых кафедры, а также работодателей нацеленных на прорывное инновационное движение в получаемых для них кадрах.

Обеспечением инновационности образования является внедрение в традиционную образовательную программу технологий инновационного характера, ориентированных на формирование творческого подхода к профессиональной деятельности, личного творческого опыта и самостоятельное получение информации, к таким технологиям несомненно относится электронная образовательная система поддержки обучения Blackboard. С Blackboard Collaborate преподаватели получают динамичную и интересную виртуальную обучающую среду, заменяющую или дополняющую традиционные аудитории и поддерживающую тот тип сотрудничества, который становится эталоном как в образовании, так и в работе.

Для реализации инновационных идей в учебный процесс кафедры вовлечены лучшие ученые  и специалисты кафедры в области образования, педагогики и экономики, и именно такой интеграционный пласт дает широчайшие возможности в повышении качества и инновационности созданной образовательной  среды кафедры «Экономика транспорта».

С 2018 г. кафедра - участник пилотного  проекта  с корпоративным университетом ОАО «РЖД» «Корпоративный лидер. Основы управления  эффективности».