ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет
ПРИЁМ ДОКУМЕНТОВ

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия: 8-800-250-42-00

Общая информация

Программа создания безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе материально-технического оснащения инклюзивного образовательного процесса (PDF).

План мероприятий («дорожная карта») УрГУПС по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования (PDF).

Паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры:

  • Объект "Спортивный корпус" (PDF).
  • Объект "Главный учебный корпус" (PDF).
  • Объект "Общежитие" (PDF).

Согласно официальным «Требованиям к организации образовательного пространства для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса» от 26.12.2013г. в Уральском государственном университете путей сообщения разработана и одобрена на заседании Ученого совета №9 7.11.2014 г. «Программа создания безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе материально-технического оснащения инклюзивного образовательного процесса». Программа рассчитана не только на головной вуз в Екатеринбурге, но и на филиалы университетского комплекса. 

Программа предусматривает следующие действия по созданию безбарьерной среды:

  1. Обеспечение доступности прилегающей к образовательной организации территории, входных путей, путей перемещения
  2. Создание специальных мест в аудиториях для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
  3. Создание оборудованных санитарно-гигиенических помещений для студентов различных нозологий
  4. Создание системы сигнализации и оповещения для студентов различных нозологий
  5. Обеспечение доступности зданий студенческих общежитий
  6. Материально-техническое оснащение инклюзивного образовательного процесса

Реализованные проекты в УрГУПС по обеспечению доступности прилегающей к вузу территории, входных путей, путей перемещения: 

Пандус у входной группы ГУК
Тактильно-визуальные знаки доступности (входная группа)
Знаки общей доступности
Тактильно-информационный знак со шрифтом Брайля

Ведутся работы по обеспечению доступности путей перемещения на всей прилегающей к зданию УрГУПС территории.

Тактильно-информационный знак со шрифтом Брайля (план здания, ГУК УрГУПС)
Пандус (ГУК, 1 этаж) и контрастная лента на лестнице
Мнемосхема со шрифтом Брайля
Лестничный подъемник с платформой для инвалидного кресла
Мобильный гусеничный подъемник для инвалидов
Оборудован спортивный зал в спорткомплексе УрГУПС для студентов различных нозологий
Санитарно-гигиеническая комната для инвалидов (ГУК УрГУПС, 1 этаж)
Санитарно-гигиеническая комната для инвалидов

Аналогичные действия по обеспечению доступности прилегающей к вузу территории, входных путей, путей перемещения предприняты в филиалах университетского комплекса. В Челябинском институте путей сообщения на входную группу нанесены тактильно-визуальные знаки доступности, знак общей доступности, лестница обозначена яркой контрастной лентой. Внутри учебного корпуса ЧИПС висят мнемосхемы со шрифтом Брайля, план здания содержит тактильно-информационный знак со шрифтом Брайля, смонтирована беспроводная система вызова.

Внутри здания филиала УрГУПС в Тюмени нанесены тактильно-визуальные знаки доступности; у входной группы Пермского института железнодорожного транспорта установлен пандус и имеется кнопка вызова дежурного. Для обеспечения путей доступности перемещения инвалидов-колясочников закуплен мобильный гусеничный подъемник. 

В соответствии с Программой создания безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в филиале УрГУПС в Нижнем Тагиле также предприняты действия по обеспечению доступности для инвалидов: внутри здания имеются тактильно-визуальные знаки доступности, знак общей доступности, проложен деревянный настил, выравнивающий  разницу высоты порогов входной и  тепловой дверей. 

В Колледже железнодорожного транспорта смонтирована система вызова персонала, установлен пандус внутри здания, обустроено место для собаки-поводыря, оборудована санитарно-гигиеническая комната для инвалидов. 

Аналогичные действия по обеспечению доступности прилегающей к вузу территории, входных путей, путей перемещения предприняты в филиалах университетского комплекса. В Челябинском институте путей сообщения на входную группу нанесены тактильно-визуальные знаки доступности, знак общей доступности, лестница обозначена яркой контрастной лентой. Внутри учебного корпуса ЧИПС висят мнемосхемы со шрифтом Брайля, план здания содержит тактильно-информационный знак со шрифтом Брайля, смонтирована беспроводная система вызова.

Внутри здания филиала УрГУПС в Тюмени нанесены тактильно-визуальные знаки доступности; у входной группы Пермского института железнодорожного транспорта установлен пандус и имеется кнопка вызова дежурного. Для обеспечения путей доступности перемещения инвалидов-колясочников закуплен мобильный гусеничный подъемник. 

В соответствии с Программой создания безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в филиале УрГУПС в Нижнем Тагиле также предприняты действия по обеспечению доступности для инвалидов: внутри здания имеются тактильно-визуальные знаки доступности, знак общей доступности, проложен деревянный настил, выравнивающий  разницу высоты порогов входной и  тепловой дверей. 

В Колледже железнодорожного транспорта смонтирована система вызова персонала, установлен пандус внутри здания, обустроено место для собаки-поводыря, оборудована санитарно-гигиеническая комната для инвалидов. 

ПЛАНЫ на 2016 - 2018 гг.
 
ГЛАВНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОРПУС
 
I   Обеспечение доступности прилегающей к образовательной организации территории, входных путей, путей перемещения
  • Обеспечение доступности здания спортивного корпуса – устройство пандуса на входе в здание
  • Обеспечение доступа в игровой и тренажерный залы
  • Капитальный ремонт существующих туалетов, душевых и раздевалок с целью приспособления их для пользования всеми категориями студентов с ограниченными возможностями
II   Создание специальных мест в аудиториях для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Капитальный ремонт аудиторий с целью оборудования их специальными техническими средствами для осуществления учебного процесса для студентов с нарушением слуха, для студентов с нарушением зрения, для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
 
III   Создание оборудованных санитарно-гигиенических помещений для студентов различных нозологий
Капитальный ремонт существующих санузлов здания ГУК с целью создания в них универсальных кабин, предназначенных для пользования всеми категориями студентов с ограниченными возможностями (по 2 на этаже, всего 7 санузлов)
 
IV   Создание системы сигнализации и оповещения для студентов различных нозологий
Проектирование и монтаж в зданиях ГУК (ул. Колмогорова, 66), спортивного корпуса (ул. Колмогорова, 62б), общежития № 2 (ул. Колмогорова, 64) системы сигнализации и оповещения с учетом мобильности инвалидов различных категорий, их численности и местонахождения в здании.
 
V   Обеспечение доступности зданий студенческих общежитий
Обеспечение доступности в здание общежития № 2 (ул. Колмогорова, 64): 
- приобретение мобильного подъемника для инвалидов-колясочников;
- капитальный ремонт в помещениях, включенных в зону проживания инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья;
- капитальный ремонт существующих санитарно-гигиенических помещений с целью приспособления их для пользования студентами различных нозологий.
 
VI   Материально-техническое оснащение инклюзивного образовательного процесса
Приобретение и монтаж специальных технических средств:
  1. звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, сурдотехнических средств для приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушением слуха;
  2. тифлотехнических средств для студентов с нарушением зрения;
  3. компьютерной техники, программного обеспечения, адаптированных для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Создание условий для поступающих с ограниченными возможностями здоровья

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 839 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год» в УрГУПС созданы все условия для поступающих с ограниченными возможностями здоровья.

- Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья будут проводиться в отдельной подготовленной аудитории – Б1-64.

- При проведении вступительных испытаний в УрГУПС обеспечено выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

1. Для слепых:

 - задания для выполнения на вступительном испытании будут оформлены рельефно-точечным шрифтом Брайля – имеются билеты по 5 общеобразовательным предметам;
- поступающим для выполнения задания при необходимости будет предоставлен комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Для организации приёма студентов с ограниченными возможностями по состоянию здоровья разработаны материалы вступительных испытаний по русскому языку, математике, обществознанию и экономической географии (тексты на азбуке Брайля и аудиозаписи заданий для слабослышащих).

Уже более 5 лет в УрГУПС кафедрой физвоспитатия проводились научные исследования, апробация, а  с 2014 г.  - внедрение адаптационной программы для студентов с ограниченными возможностями и имеющими различные проблемы по состоянию здоровья (руководитель – доц. Линькова Наталья Анатольевна, гражданка Австралии и РФ, перенявшая австралийский опыт работы с инвалидами). Программа пользуется большим интересом у студентов.

Австралийский опыт

В Австралии государство обращает большое внимание на занятость инвалидов, привлечение к учебной и общественной деятельности. Дети-инвалиды и студенты-инвалиды учатся вмести со всеми в общеобразовательных учреждениях и высших учебных заведениях. Им предоставлены все комфортные условия для совместного обучения. Государство предоставляет бесплатно такси для доставки учащегося к учебному заведению и доставки его обратно. Учащийся или студент-инвалид имеет помощника-учителя, который ассистирует ему во время учебных занятий, в зависимости от вида инвалидности. В университетах и школах создана вся инфраструктура для таких учащихся, что бы они не ощущали дискомфорта, как морального, так и физического.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в УрГУПС установлен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья формируются инклюзивные группы (оздоровительное отделение) для освоения дисциплины «Физическая культура». Учебный процесс направлен на укрепление здоровья студентов, устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии, получение знаний о характере своего заболевания и возможностях использования физической культуры как средства профилактики и лечения. Индивидуальные или индивидуально-групповые занятия проводятся на базе университета и строятся с учетом конкретного заболевания в зависимости от нозологии обучающегося и степени ограниченности возможностей в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Занятия для них организуются в следующих видах:

  • подвижные занятия адаптивной физической культурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных залах или на открытых площадках;
  •  занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта

и проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку.

2. Для слабовидящих:

- Обеспечено индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.
- Закуплено увеличивающее устройство – электронный ручной видеоувеличитель «ВИЗОР-1».

 

3. Для глухих и слабослышащих приобретена индукционная панель «ИП-1».

4. Для слепоглухих будут предоставлены услуги тифлосурдопереводчика.

5. Для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, будут проводиться в письменной форме.

Для инвалидов по зрению закуплен обновляемый дисплей Брайля Focus 14 Blue, который обеспечивает тактильный доступ к компьютеру или любому другому мобильному устройству. Приобретено программное обеспечение JAWS for Windows 15.0 Pro  для незрячих и слабовидящих. Оно включает в себя речевой синтезатор, благодаря которому через аудио-карту компьютера информация с экрана монитора считывается вслух, обеспечивая возможность речевого доступа к самому разнообразному контенту.